УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНТРАФАКТ В ОБОРОНКЕ.

12 сентября 2018 года, в пресс-центре «Парламентской газеты» эксперты и парламентарии оценили перспективы законодательных инициатив Министерства обороны. Военное ведомство Российской Федерации, решило предусмотреть уголовную ответственность за оборот некачественной и контрафактной продукции, используемой в сфере гособоронзаказа. В обсуждение существующей проблемы, принял участие  председатель Попечительского совета ННФ ИБР, председатель Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности – генерал армии, Николай Рогожкин, член Попечительского совета  ННФ ИБР, первый зампред Комитета Госдумы РФ по обороне — Александр Шерин и член Научного совета ННФ ИБР, директор Научно-исследовательского центра Российского союза ветеранов Афганистана – полковник запаса, Валерий Мурзин.

Проблема контрафактной продукции существует во всём мире. По подсчётам ВТО, мировой оборот фальсифицированных товаров составляет 500 миллиардов долларов. Точных данных о том, какой объём приходится на Россию, найти сложно, рынок всё-таки закрытый. Но несколько лет назад глава Минпромторга — Денис Мантуров заявлял, что в различных секторах отечественной экономики доля контрафакта составляет от 5 до 30 процентов. Ежегодно из-за недополученных налогов, акцизов и таможенных платежей бюджет терял около трёх миллиардов долларов.

Но хуже всего, что проблема фальсификата затронула и нашу оборонку: в военном ведомстве отмечают, что на этапах приёмки и эксплуатации поступающей с заводов техники регулярно выявляются факты использования в ней деталей ненадлежащего качества или неизвестного происхождения.

Так, в мае этого года сотрудники управления ФСБ по Владимирской области выявили поставки контрафактных и бывших в использовании деталей для выполнения гособоронзаказа на предприятии «Муромтепловоз». По предварительной информации, ущерб Министерству обороны составил около 3,5 миллиона рублей.

Николай Рогожкин отметил, что  узлы и агрегаты бывшие в употреблении могут привести к отказам боевой техники, а если это произойдёт в небе или в море, то последствия будут весьма трагичные.

«Необходимо ужесточить законодательство в этой сфере, чтобы те, кто зарабатывает на фальсификате, получили по заслугам военного времени», — подчеркнул он.

В Минобороны разработали пакет законопроектов по противодействию обороту фальшивой продукции военного назначения. В частности, предлагается создать единый межведомственный реестр юрлиц, ИП и физлиц, причастных к незаконному производству, доставке и закупке оборонной продукции. Это послужит ориентиром для госзаказчика при оценке рисков на этапе формирования и заключения контрактов.

Также, предлагается ввести уголовную ответственность за незаконное производство оборонной продукции (лишение свободы на срок от 3 до 5 лет, от 5 до 8 лет при совершении этих деяний группой лиц или в крупном размере); оборот недоброкачественной или фальсифицированной оборонной продукции (от 3 до 5 лет, от 5 до 12 лет при отягчающих обстоятельствах); подделку документов на оборонную продукцию (штраф, или лишение свободы на срок от 5 до 10 лет).

Кроме этого, в Минобороны подготовили проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Если махинации компании не содержат признаков уголовного преступления, предполагается штрафовать её на сумму до пяти миллионов рублей.

Валерий Мурзин надеется, что перед внесением законопроектов в Госдуму, Правительство РФ внесёт в них коррективы. Эксперт обратил внимание, что жёсткая уголовная ответственность в документах предусмотрена только для производителей контрафактной или недоброкачественной продукции, а также тех, кто её перевозит и продаёт.

«А как быть с теми руководителями оборонных заводов, которые используют некачественные комплектующие, зная об их сомнительном происхождении?» — отметил Валерий Мурзин, напомнив, что за взятку, например, уголовное наказание предусмотрено для того, кто её даёт, для посредника и того, кто берёт.

В 2017 году Россия экспортировала вооружение на сумму свыше 14 миллиардов долларов. И хотя от продажи зерна в том году мы выручили почти в два раза больше, оружие остаётся стабильной и важной частью отечественного экспорта. В руководстве Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству ранее заявляли, что портфель зарубежных заказов на российское вооружение и военную технику составляет порядка 47-50 миллиардов долларов. По данным Стокгольмского международного института исследования мировых проблем (SIPRI), доля РФ в мировом экспорте оружия составляет 23%, США — 33%.

«Сегодня Россия занимает второе место на мировом рынке вооружений после США, — отмечает первый зампред Комитета Госдумы по обороне Александр Шерин. — Мы должны стремиться, чтобы наше оружие было лучше, дешевле, но если при его изготовлении будут использоваться некачественные или контрафактные детали, то мы навредим своему имиджу. Наше оружие перестанут покупать».

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству — Валерий Гартунг считает, что рассматривать инициативы Минобороны надо с учётом конкретной экономической и политической ситуации. Чтобы не получилось так, что запрет на контрафакт оставит ВПК без комплектующих, которые мы сами производить не можем.

«Кроме того, у нас есть военная приёмка, есть санкции за нарушение законов в области исполнения гособоронзаказа, предусмотрена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, под которой можно рассматривать производство контрафакта, — перечислил депутат. — Нужно внимательно посмотреть, чтобы предложения Минобороны не вызвали конкуренцию норм ответственности».