Вопросы национальной безопасности в МПА СНГ

В работе заседания постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности приняли участие сопредседатель Комиссии по безопасности предпринимательства и НСБ РСПП Перцев АА, члены Комиссии Ананьев ВА, директор “Институт проблем безопасности и устойчивого развития“, Шестаков ВИ, руководитель Научного совета “Институт проблем безопасности и устойчивого развития“.

19 апреля 2019 года в Таврическом дворце (г. Санкт-Петербург) состоялось заседание постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности и Объединённой комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам.

На указанном заседании был рассмотрен проект модельного закона «О национальной безопасности», разработанный по поручению постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности Независимым научным фондом «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Представлял проект указанного модельного закона В.А. Ананьев, директор ННФ «ИБР». В своём докладе он отметил, что необходимость разработки и принятия законопроекта обусловлена объективными обстоятельствами:

  • угроза существованию большинства национальных государств из-за обострения международной обстановки;
  • законодательное закрепление новых положений общей теории развития общества и общей теории национальной безопасности;
  • поиск резервов для дальнейшего укрепления суверенитета и территориальной целостности государства;
  • неэффективность использования потенциала субъектов негосударственной системы обеспечения национальной безопасности для обеспечения национальной безопасности;
  • формирование негосударственной сферы безопасности.

Было обращено внимание на принципиально новое понимание категории «национальная безопасность», дан обширный понятий аппарат, который позволяет однозначно толковать и понимать его нормы и положения. В законопроекте национальная безопасность показана как целостное явление. Учитывая, что безопасность – универсальное понятие, её нельзя подразделять на виды. Она реализуется в различных сферах жизнедеятельности. Дана структура национальной безопасности, которая состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных систем – системы национальной безопасности и системы обеспечения национальной безопасности. Впервые предпринята попытка закрепить на законодательном уровне принципиально важное положение общей теории национальной безопасности о том, что система обеспечения национальной безопасности состоит из двух взаимосвязанных систем — государственной системы обеспечения национальной безопасности и негосударственной системы обеспечения национальной безопасности.

В обсуждении указанного законопроекта приняли участие члены комиссии : представители Республики Казахстан, Республики Беларусь, эксперты: от Северо-Западного института управления РАНХиГС, НИЦ ФСБ, Антитерроритического центра государств-участников СНГ, НИИ Военной академии материально-технического обеспечения. Всеми выступающими была подчёркнута важность законопроекта для государств-участников СНГ, одобрена концепция законопроекта. Вместе с тем, были высказаны замечания, предложения и рекомендации. Разработчики высказали признательность за конструктивную критику и обоснованные рекомендации. Представитель республики Казахстан рекомендовал при доработке законопроекта использовать потенциал экспертов законодательных собраний государств-участников СНГ и национальных научных центров.

Подводя итоги обсуждения законопроекта, председатель комиссии В.М. Заварзин подчеркнул, что инициатива о разработке указанного модельного закона исходила от глав государств-участников СНГ, поэтому всё экспертное сообщество должно приложить максимум усилий, чтобы модельный закон был качественно разработан и своевременно принят.

Очередное рассмотрение законопроекта запланировано на осень текущего года.